– Но зачем?! – воскликнул я. Моя личная история была мне ужасно дорога. Я совершенно искренне чувствовал, что без глубоких семейных корней в моей жизни не было бы ни преемственности, ни цели. – Нельзя ли уточнить, что имеется в виду, когда ты говоришь «избавиться от личной истории»? – спросил я. – Уничтожить её. Стереть – вот что, – жёстко ответил дон Хуан. – Ну ладно. Возьмём, например, тебя. Ты – яки. Как можно это стереть? Ведь ты не можешь этого изменить. – Я – яки? – с улыбкой спросил он. – С чего ты взял? – Верно! – сказал я. – Я не могу этого знать наверняка, но сам-то ты знаешь, и это единственное, что имеет значение и что делает этот факт личной историей. Я почувствовал, что попал в точку. Но он ответил: – То, что мне известно, – яки я или нет, ещё не является личной историей. Личной историей становится лишь то, что знаю не только я, но и кто-нибудь другой. Что же касается моего происхождения, то уверяю тебя: никто не может сказать с уверенностью, что ему что-нибудь об этом известно... – Ты недоумеваешь, кто же я такой? – спросил он, словно читая мои мысли. – Тебе никогда не узнать, кто я и что из себя представляю. Потому что у меня нет личной истории. Он спросил, есть ли у меня отец. Я ответил, что есть. Дон Хуан сказал, что мой отец – пример того, о чём идёт речь. Он велел вспомнить, что думает обо мне отец, а потом сказал: – Отец знает о тебе всё. Поэтому ты для него – как раскрытая книга. Он знает, кто ты такой, что из себя представляешь и чего стоишь. И нет на земле силы, которая могла бы заставить его изменить своё отношение к тебе. Дон Хуан сказал, что у каждого, кто меня знает, сформировался определённый образ моей личности. И любым своим действием я как бы подпитываю и ещё больше фиксирую этот образ. – Неужели тебе не ясно? – драматически сказал он. – Твоя личная история постоянно нуждается в том, чтобы её сохраняли и обновляли. Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и родственникам обо всём, что делаешь. А если бы у тебя не было личной истории, надобность в объяснениях тут же отпала бы. Твои действия не могли бы никого рассердить или разочаровать, а самое главное – ты не был бы связан ничьими мыслями. Неожиданно до меня дошло, что он имеет в виду. Я и раньше, можно
сказать, знал это, но никогда не пытался это осознать. Свобода от личной
истории казалась вещью довольно заманчивой, по крайней мере на
интеллектуальном уровне. Но от неё веяло грозным и неуютным
одиночеством. Я хотел было поделиться с ним своими ощущениями,но спохватился, поскольку во всей этой ситуации было что-то ужасно нелепое. Мне казалось, что просто смешно ввязываться в Филосовский спор с невежественным старым индейцем, который в плане «интеллектуальной изощрённости» явно уступает студенту университета. Однако он всё же каким-то образом увёл меня в сторону от первоначального намерения расспросить его о генеалогии. Чтобы вернуть разговор в нужное мне русло, я сказал: – Почему мы вообще обо всём этом заговорили? Мне ведь, собственно, только нужно было заполнить опросную карту. – Как почему? – ответил он. – Мы заговорили об этом, потому что я сказал: задавать вопросы о прошлом – занятие совершенно никчёмное. Говорил он очень твёрдо. Я понял, что ничего не добьюсь, и решил изменить тактику. – Освобождение от личной истории присуще всем индейцам яки? – спросил я. – Оно присуще мне. – А как ты этому научился? – Тебя учил отец? – Нет. Скажем так, я научился этому сам. И сегодня я открою тебе эту тайну, так что ты уедешь отсюда не с пустыми руками. Его голос перешёл в торжественный шёпот. Это актёрство меня рассмешило. Я не мог не признать, что в этом он – большой мастер. Мне даже пришло в голову, что я имею дело с прирождённым артистом. – Давай, – покровительственным тоном сказал дон Хуан. – Записывай. Ты ведь без этого жить не можешь. Я взглянул на него, и в моих глазах, должно быть, мелькнуло скрытое замешательство. Он хлопнул себя по ляжкам и с довольным видом рассмеялся. – Всю личную историю следует стереть для того... – медленно, как бы диктуя, произнёс он. Я лихорадочно записывал. – ... чтобы освободиться от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями Другие люди. Я не верил своим ушам. Он не мог этого сказать. Я был буквально подавлен, что, должно быть, отразилось на моём лице. Он не преминул этим воспользоваться. – Вот ты, например, – продолжал он. – В данный момент ты недоумеваешь, гадая, кто же я такой. Почему? Потому что я стёр личную историю, постепенно окутав туманом свою личность и всю свою жизнь. И теперь никто не может с уверенностью сказать, кто я такой и что делаю. – Но ты-то сам знаешь, разве не так? – вставил я. – Я-то, будь уверен... тоже нет! – воскликнул он и затрясся от смеха. Прежде чем сказать «тоже нет» он выдержал довольно длинную паузу, и я был уверен, что он скажет «знаю». В его неожиданном ответе было что-то угрожающее, и я вновь почувствовал страх. – Это и есть та маленькая тайна,которую я намерен тебе сегодня открыть, – тихо произнёс дон Хуан. – Никто не знает моей личной истории. Никому не известно, кто я такой и что делаю. Даже мне самому. Прищурившись, он смотрел в пространство за моим правым плечом. Он сидел, скрестив ноги и выпрямившись, однако его тело казалось полностью расслабленным. В этот миг он был сама суровость: ни дать ни взять – могучий вождь, «краснокожий воин» из книг моего детства. Я поддался романтическому воображению и вдруг отчётливо ощутил противоречивость своего отношения к этому человеку: он очень меня притягивал и в то же время до смерти пугал. Так он сидел, глядя в пространство перед собой довольно долго. – Откуда мне знать, кто я такой, если всё это – я? – спросил он, движением головы указывая на всё, что нас окружало; потом он взглянул на меня и улыбнулся. – Ты должен постепенно создать вокруг себя туман, шаг за шагом стирая всё вокруг себя до тех пор, пока не останется ничего гарантированного, однозначного или очевидного. Сейчас твоя проблема в том, что ты слишком реален. Реальны все твои намерения и начинания, все твои действия, все твои настроения и побуждения. Но всё не так однозначно и определённо, как ты привык считать. Тебе нужно взяться за стирание своей личности. – Но зачем? – ошеломлённо спросил я. До меня вдруг дошло, что он мне указывает, как себя вести. Сколько себя помню, я всегда терпеть не мог, когда кто-либо пытался учить меня жить. Сама мысль о том, что мне собираются указывать, что я должен делать, немедленно вызывала во мне защитную реакцию. – Ты говорил, что тебя интересует информация о растениях, – спокойно сказал он. – Ты что же, думаешь получить её даром? Как это, по-твоему, называется? Мы ведь условились – ты задаешь вопросы, а я рассказываю тебе то, что знаю. Если тебя это не устраивает, то нам больше не о чем говорить. Меня раздражала его ужасная прямота, но я поневоле был вынужден признать, что он прав. – Скажем так: если ты хочешь изучать растения, то должен, кроме всего прочего, стереть свою личную историю. – Но каким образом? – спросил я. – Начни с простого – никому не рассказывай о том, что в действительности делаешь. Потом расстанься со всеми, кто хорошо тебя знает. В итоге вокруг тебя постепенно возникнет туман. – Но это же полный абсурд! – воскликнул я.– Почему меня никто не должен знать? Что в этом плохого? – Плохо то, что те, кто хорошо тебя знают, воспринимают твою личность как вполне определённое явление. И как только с их стороны формируется такое к тебе отношение, ты уже не в силах разорвать путы их представлений о тебе. Мне же нравится полная свобода неизвестности. Никто не знает меня с полной определённостью, как, например, многие знают тебя. – Но в этом уже присутствует ложь. – Ложь или правда – мне до этого дела нет, – жёстко произнёс он. – Ложь существует только для тех, у кого есть личная история. Я возразил, что мне не нравится намеренно мистифицировать людей или вводить их в заблуждение. Он ответил, что я и так ввожу в заблуждение всех, с кем имею дело. Старик затронул больной вопрос. Я даже не спросил, что он имеет в виду или почему он решил, что я постоянно всех мистифицирую. Вместо этого я тут же пустился в объяснения – все мои родственники и друзья почему-то считают меня человеком ненадёжным, и это причиняет мне боль, так как за всю жизнь я ни разу не солгал. – Но ты всегда знал, как это делается, – заметил он. – Тебе не хватало одного – ты не знал, зачем следует лгать. Теперь знаешь. Я запротестовал: – Неужели ты не понимаешь – я сыт по горло тем, что меня считают ненадёжным? – Но ведь это так, – убеждённо сказал он. – Да нет же, чёрт возьми! – воскликнул я. Вместо того, чтобы отнестись к этой моей вспышке серьёзно, он захохотал как безумный. Я чувствовал, что ненавижу его. Но к сожалению, он снова был прав. Угомонившись, он продолжил: – Если у человека нет личной истории, то всё, что бы он ни сказал, ложью не будет. Твоя беда в том, что ты вынужден всем всё объяснять, и в то же время ты хочешь сохранить ощущение свежести и новизны от того, что делаешь. Но оно исчезает после того, как ты рассказал кому-нибудь обо всём, что сделал, поэтому чтобы продлить его, тебе необходимо выдумывать. Я был ошеломлён таким оборотом нашей беседы, и старался как можно точнее всё записывать. Для этого мне пришлось полностью сосредоточиться на его словах, оставив в стороне свои собственные возражения и возможный скрытый смысл того, о чем он говорил. – Отныне, – сказал он, – ты просто должен показывать людям то, что считаешь нужным, но никогда не говори, как достиг этого. – Но я не умею хранить тайны! – воскликнул я. – Поэтому то, что ты говоришь, для меня бесполезно. – Ну так Изменись! – резко бросил он, яростно сверкнув глазами. Он напоминал странного дикого зверя, но в то же время был очень последователен и мыслил исключительно точно. Моё раздражение сменилось состоянием замешательства. – Видишь ли, – продолжал он, – наш выбор ограничен: либо мы принимаем, что всё – реально и определённо, либо – нет. Если мы выбираем первое, то в конце концов смертельно устаём и от себя самих, и от всего, что нас окружает. Если же мы выбираем второе и стираем личную историю, то всё вокруг нас погружается в туман. Это восхитительное и таинственное состояние, когда никто, даже ты сам, не знает, откуда выскочит кролик. Я возразил, что стирание личной истории лишь усугубит чувство неуверенности и незащищённости. – Когда отсутствует какая бы то ни было определённость, мы всё время начеку, мы постоянно готовы к прыжку, – сказал он. – Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе всё давным-давно известно. Он замолчал и, кажется, целый час не говорил ни слова. Я не знал, что спросить. Наконец он встал и попросил подвезти его в соседний городок. Почему-то от этой беседы я так устал, что хотелось спать. Он попросил меня остановить машину и сказал, что если мне нужно отдохнуть, я должен взобраться на плоскую вершину холма у дороги и полежать на ней ничком, головой на восток. В его голосе была настойчивость. Я не хотел спорить, а может, просто настолько устал, что был не в силах даже говорить. Взобравшись на холм, я сделал всё так, как он сказал. Я заснул всего на две-три минуты, но этого оказалось достаточно, чтобы мои силы полностью восстановились. Мы доехали до центра городка, где он попросил его высадить. – Возвращайся, – сказал он, выходя из машины. – Обязательно возвращайся. Источник: http://library.raikevich.com/kastaneda/302.html | |
Категория: Путешествие в Икстлан | Добавил: Игорь (01.02.2013) | | |
Просмотров: 2474 | Комментарии: 8 | |
Всего комментариев: 0 | |