3.Переферическая и Центральная Фантоматика
 
К первым относятся разработанные в совершенстве (особенно в древних цивилизациях) ритуалы доведения людей до состояния своеобразного экстаза при помощи таких раздражителей,ритуальные танцы как моторные (например, ритуальные танцы), слуховые ("раскачивание" эмоциональных процессов ритмичными импульсами: в процессе своей эволюции человек стал воспринимать ритм раньше, чем мелодию), зрительные и т.д. Эти ритуалы доводили группы людей до затемнения индивидуального сознания или, вернее, до сужения его поля, сужения, которое всегда наблюдается при очень сильных эмоциях.

 Такое кульминирующее коллективное возбуждение современный человек связывает с "массовым распутством", с оргией, однако в человеческих коллективах прошлого подобный массовый экстаз служил средством общения с добрыми и злыми духами, общения, при котором в обстановке массового возбуждения изливались индивидуальные эмоции, тогда как элементы сексуальных ощущений отнюдь не преобладали. Более того, эти обряды привлекали людей скорее своей таинственностью, тем, что высвобождали скрытые в человеке, неизвестные ему из повседневного опыта силы.

  С фантоматикой такие приемы связывает активное воздействие на вводимую в мозг информацию с целью привести его в состояние, к которому стремятся не потому, что оно адекватно как регулятор отношения человека к окружающей среде, а потому, что оно приносит наслаждение или эмоциональную встряску (катарсис 1), то есть, попросту говоря, сильные и глубокие ощущения. Являлись ли эти обряды проявлением коллективного садизма или мазохизма? А может быть, они носили культовый характер или же были зачатками того "искусства масс", в котором нет деления на исполнителей и зрителей и все являются совместными творцами "действа"? Почему это вообще нас интересует? Дело в том, что эта проблема некоторым образом связана с классификацией самой фантоматики.

 Психоаналитики различных школ склонны отыскивать причину всех человеческих действий в элементарных источниках побуждений. При таком подходе как на пуританскую аскезу, так и на самую крайнюю распущенность наклеивают ярлыки "мазохизма" или "садизма". Дело не столько даже в том, что это неверно, сколько в том, что подобные истины слишком тривиальны и потому бесполезны для науки. Дискуссии на темы пансексуализма и т.п. так же бесплодны, как был бы бесплоден спор о том, является ли половой акт проявлением солнечной активности.

 причина и следствие В конечном счете это, несомненно, так. Поскольку жизнь возникла благодаря солнечному излучению, то, анализируя длинные цепочки причин и следствий, связывающие нашу звезду с земной корой и идущие далее через весь процесс эволюции, можно показать, как энергетическое вырождение квантов солнечного света в растениях, являющихся в свою очередь пищей для животных (к которым относится также человек), в конце концов приводит на некотором, уже весьма далеком от источника энергии этапе к половым актам, благодаря которым весь этот процесс может продолжаться (потому что без размножения все организмы вымерли бы).

 Точно так же можно сказать, что половое влечение сублимируется в произведение искусства. Такое утверждение является скорее метафорой, чем истиной, тем более научной истиной. Ведь не всякая истина является научной: океан тривиальностей, несущественных переменных таков, что он свободно поглотил бы океан глупости, а это уже кое-что да значит. Когда цепочки причинно-следственных связей становятся достаточно длинными, любая попытка связать отдаленные друг от друга звенья приобретает характер скорее метафоры, чем научного утверждения. Это особенно относится к сложным системам, вроде нейронных сетей, где из-за множества внутренних соединений и петель обратных связей трудно установить, что служит следствием, а что - причиной.

Поиск "первопричин" в такой сложной системе, как человеческий мозг, является априоризмом чистой воды. Хотя психиатр-психоаналитик будет это отрицать, из его рассуждений вытекает, что строгий наставник и садист-детоубийца отличаются друг от друга только как два автомобиля, у одного из которых намного лучше тормоза и поэтому он не давит людей. Сотни лет назад религиозные и магические обряды, зрелища и развлечения не были так отделены друг от друга, как в наше время. Мы называем фантоматику "техникой развлечения", поскольку генетически она связана с современными развлечениями, что, конечно, никак не предопределяет ее грядущих, быть может универсальных, функций. В нашей системе классификации периферическая фантоматика определяется как опосредствованное воздействие на мозг - в том смысле, что фантоматические раздражители сообщают мозгу только информацию о фактах: аналогичным образом на него воздействует окружающая среда.

 Фантоматика всегда определяет состояния внешней среды,внешнее и внутреннее. причины но не внутренние состояния человека, потому что чувственная констатация одних и тех же фактов (например, того, что началась буря,потому что мы находимся на пирамиде) независимо от реальности или искусственности этих фактов вызывает у различных людей неодинаковые ощущения, эмоции и реакции. Возможна также "центральная фантоматика", то есть непосредственное возбуждение определенных центров мозга, вызывающее приятные ощущения или чувство наслаждения. Эти центры находятся в среднем мозгу и стволе мозга. Очень близко от них расположены также центры гнева и тревоги (агрессивно-оборонительных реакций).

 Работа Олдса и Милнера стала уже классической. Животное (крыса) с хронически (то есть навсегда) вживленным в промежуточный мозг электродом помещалось в клетку. Крыса могла раздражать этот участок мозга электрическим током, нажимая лапкой педаль, которая замыкала контакт. Отдельные животные делали это непрерывно в течение двадцати четырех часов с частотой, доходившей до 8000 нажимов в час, то есть более двух раз в секунду. Если электрод ввести несколько глубже, то крыса, вызвав один раз раздражение, больше никогда этого не делает. Как пишет Г. Мэгун, можно полагать, что в этой части мозга находятся два противоположных нервных механизма - "вознаграждения" и "наказания". "Не находятся ли, - спрашивает Мэгун, - рай и ад в мозгу животного?"

2. Джаспер и Якобсен обнаружили аналогичные связи в мозгу человека; при этом в зависимости от места раздражения перпады настроениячеловек испытывал то беспокойство и страх (как перед припадком эпилепсии), то приятные ощущения. "Центральная фантоматика", основанная на этих анатомо-физиологических предпосылках, была бы чем-то вроде "мозгового онанизма", хотя ощущения, испытываемые при раздражении окрестностей гиппокампа, не тождественны сексуальной кульминации (оргазму). Конечно, мы склонны осуждать такого рода "припадки наслаждения", вызываемые электрическим раздражением, как самый обыкновенный онанизм.

 С другой стороны, кибернетики, и в частности уже упоминавшийся Стаффорд Вир, вполне понимают необходимость включить в структуру сложного гомеостата механизм вознаграждения и наказания. В простом гомеостате (например, в состоящем из четырех элементов гомеостате Эшби) такой специальной подсистемы не требуется; подобный "альгедонический"  контроль необходим только в очень сложных системах со многими равновесными состояниями, системах, которые могут стремиться ко многим целям по многим самопрограммируемым путям. Ведь и до сих пор люди не перестали использовать средства, вызывающие "приятные состояния", в том числе ядовитые вещества (алкалоиды, алкоголи и т.д.), поэтому нельзя исключить возможность возникновения в будущем "центральной фантоматики" только потому, что, будучи "техникой облегченного наслаждения", она вызывает моральное осуждение.

 Как бы то ни было, "искусством" этот вид фантоматики признать нельзя: это такое же "искусство", как и употребление  алкоголя. Совсем иное дело периферическая фантоматика, которая в определенных условиях могла бы стать искусством - и вместе с тем полем всевозможных злоупотреблений.

Источник: http://lib.ru/LEM/summa/summgl6c.htm
Категория: Фантомология | Добавил: Игорь (07.03.2013) | Автор: Станислав Лем
Просмотров: 327 | Теги: фантоматическая машина, Станислав Лем, Сумма технологии, фантоматика
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
close