Самостоятельная постройка Камеры Сенсорной Депривации

Форум о Флоатинге

Камера Сенсорной Депривации

Использование изоляции, как средства Изменения Состояния Сознания, имеет длительную историю. Техника Хоронения Воинов в  землю, медитативное пребывание в пещерах, одиночное путешествие ночью на вершину горы, уединенная Молитва и т.д. - все это широко использовалось в традиционных культурах для получения озарений, контакта с Божественным. Сейчас также изоляция продолжает играть важную роль, способствующую получению религиозного опыта адептам различных конфессий.

В 50х годах прошлого века, благодаря американскому нейрофизиологу Дж. Лилли, техника изоляции получила качественно новую форму и привлекла к себе большой интерес, как научного сообщества, так и "всеформатных" исследователей психики. Одновременно с волной психоделической революции, Лилли создал специальную изоляционную камеру, где с помощью современных ему технических средств, реализовал практически полную блокировку импульсов окружающего мира. Стенки не позволяли свету, звукам и запахам проникать внутрь камеры, а депривация тактильных рецепторов достигалась погружением человека в раствор соли, плотность которого позволяла телу оставаться на плаву, а температура соответствовала температуре кожи. Таким образом, находясь в камере, человек испытывал кроме невесомости, отсутствия звуков, света, запахов и вибраций, потерю ощущения собственного тела. Объектом исследований Лилли было состояние сознания человека в таких условиях и изучение проекций, возникающих в пустоте камеры.

Я стал интересоваться методом сенсорной депривации несколько лет назад.

Сенсорная Депривация иллюзия sensdeprivat.ucoz.ru Тогда острые ощущения Не подлинности себя и окружающего мира заставляли искать опыт аутентичного восприятия. Прежде всего, меня привлекало то, что в условиях изоляционной камеры объектом сознания неизбежно становится само сознание, то есть появляется возможность воспринять себя в "чистом виде". Некоторое время спустя я выяснил, что классическая изоляционная камера получила название "Самадхи" и что ближайшая из них находится в Литве.

После небольшого путешествия я оказался перед Камерой Депривации внушительных размеров с толстыми стенками и небольшой дверцей в торце. Напротив нее находился душ, который следовало принять до и после сеанса. Продолжительность сеанса, как правило, час, но я решил испытать сразу 2-х часовое пребывание в камере. Инструкций перед входом было не много, и от них не становилось легче: "дверь всегда можно открыть", "эта кнопка включает свет, если вдруг понадобится", "следи, чтобы солевой раствор не попал в глаза".

Первое, что я ощутил после закрытия дверцы - это навалившаяся темнота. Быстро замелькали мысли: "что происходит?", "со мной все в порядке?", "кто я?", импульс паники затих, не набрав силу. Я начал ощущать, как растворяется по частям тело, и время от времени как будто бы прикасался ладонью к стенке камеры. Потом понял, что это иллюзорное ощущение прикосновения и мои тактильные рецепторы, первый раз оказавшись "без пищи", сбоят. Я осознал, что тело находится в состоянии перманентного напряжения, но это обычно не замечается даже специально направленным вниманием. Захотелось глубоко дышать, тело начало понемногу расслабляться и стало отпускать мое сознание. Темнота может менять свое свойство. Из темной плоскости, на которой отсутствуют объекты, она может вдруг стремительно набирать объем, разрастаться пустотой, как "черная дыра". В этот момент я испытал ужас, который отбросил попытки разума защититься и обернулся свободой, легкостью и радостью. Темнота стала Пустотой, и я вместе с ней, как ее часть, как целое. Я увидел, что насколько хватает глаз, в Пустоте висят "заготовки" будущих ситуаций, в которые я попаду, и моего поведения в них. "Заготовки" не существовали в Пустоте сами по себе, но целиком были результатом творчества моего сознания. Они напоминали висящие капсулы, у которых не доставало одной части. Этой недостающей частью было мое сознание в настоящий момент. Каждый раз, соприкасаясь с "заготовкой", сознание завершало ее форму и гештальт заложенной в ней ситуации. Я заранее прожил, как пришел в гости к другу и, взяв зеленое яблоко со стола, сказал: "это - форма лета". Сама ситуация и мои слова в ней - всегда являлись целым, которое теперь реализовалось. Было предельно ясно, что я сам создал эти "заготовки" и что в их реализации для меня скрывается глубокое наслаждение.

В следующий момент стремительно вернулось ощущение тела. Но теперь оно было в тонусе, наполнено энергией. Было приятно напрягать мышцы, я чувствовал, что улыбаюсь. Напряжение осталось только в шее, поскольку доверить жидкости держать голову она так и не смогла.

Выход из камеры, душ и одевание себя - происходили автоматически. Тело двигалось, а сознание жило свой плавной жизнью, похожей на поток. Мне предложили чай, и я его молча пил, не знаю сколько времени. Рассказать об этом состоянии крайне сложно.

***
Одним из основных открытий, сделанных Дж. Лилли в результате почти 50 лет исследований сознания в условиях сенсорной изоляции, стало то, что всякий опыт человеческого восприятия включен в функциональные программы, обслуживающие выживание и развитие вида. Из этого следует, что буквально все, что человек воспринимает в жизни, в некотором смысле заранее запрограммировано и, проживая, он последовательно реализует заложенный алгоритм. Центральной проблемой в таком положении вещей становится отношение между человеком, как феноменальной сущностью, и программой, путем, через которую эта сущность получает возможность реализовываться. Отсутствие аутентичности, глубинного соответствия между человеком и программой его реализации, часто становится причиной
переживания описанных выше психических феноменов "не подлинности себя и окружающего мира", иными словами экзистенциального кризиса.

Камера Самадхи sensdeprivat.ucoz.ruВыход из которого, как правило, связан с волевым актом самоопределения, когда человеку необходимо произвести разотождествление с неаутентичной ему программой и создать новый, актуальный путь реализации себя.

В этой связи важным понятием концепции Лилли является "метапрограммирование", то есть способность человека создавать, активно выбирать или трансформировать Собственные программы. Он пишет, что изоляционная камера создает специфические условия, где эта способность может развиваться с большей эффективностью. В частности, опыт восприятия "заготовок" может служить иллюстрацией, демонстрирующей принципы программирования и "метапрограммирования" сознания, где человек не только проживает хорошо детализированные ситуации, заложенные в программе, но и ощущает собственную первичность, Роль Творца по отношению к ним. Таким образом, камера "Самадхи" может быть использована как средство для углубленного самоанализа и самотрансформации человека в сторону большей аутентичности.


 Источник:Журнал 55.Номер первый.Транзит.Наиль Гареев

 Читать другие статьи о Депривации

Обсудить на форуме


Для авторов:Информация для авторов и правообладателей