Форум о Флоатинге
Использование
изоляции, как средства Изменения Состояния Сознания, имеет длительную
историю. Техника Хоронения Воинов в землю, медитативное пребывание в
пещерах, одиночное путешествие ночью на вершину горы, уединенная
Молитва и т.д. - все это широко использовалось в традиционных культурах
для получения озарений, контакта с Божественным. Сейчас также изоляция
продолжает играть важную роль, способствующую получению религиозного
опыта адептам различных конфессий.
В 50х годах прошлого века, благодаря американскому
нейрофизиологу Дж. Лилли, техника изоляции получила качественно новую
форму и привлекла к себе большой интерес, как научного сообщества, так и
"всеформатных" исследователей психики.
Одновременно с волной психоделической революции, Лилли создал
специальную изоляционную камеру, где с помощью современных ему
технических средств, реализовал практически полную блокировку импульсов
окружающего мира. Стенки не позволяли свету, звукам и запахам проникать
внутрь камеры, а депривация тактильных рецепторов достигалась
погружением человека в раствор соли, плотность которого позволяла телу
оставаться на плаву, а температура соответствовала температуре кожи.
Таким образом, находясь в камере, человек испытывал кроме
невесомости, отсутствия звуков, света, запахов и вибраций, потерю
ощущения собственного тела.
Объектом исследований Лилли было состояние сознания человека в таких
условиях и изучение проекций, возникающих в пустоте камеры.
Я стал интересоваться методом сенсорной депривации несколько лет назад.
Тогда острые ощущения Не подлинности себя и окружающего мира заставляли искать опыт аутентичного восприятия. Прежде всего, меня привлекало то, что в условиях изоляционной камеры объектом сознания неизбежно становится само сознание, то есть появляется возможность воспринять себя в "чистом виде". Некоторое время спустя я выяснил, что классическая изоляционная камера получила название "Самадхи" и что ближайшая из них находится в Литве.
После небольшого путешествия я оказался перед Камерой Депривации внушительных размеров с толстыми стенками и небольшой дверцей в торце. Напротив нее находился душ, который следовало принять до и после сеанса. Продолжительность сеанса, как правило, час, но я решил испытать сразу 2-х часовое пребывание в камере. Инструкций перед входом было не много, и от них не становилось легче: "дверь всегда можно открыть", "эта кнопка включает свет, если вдруг понадобится", "следи, чтобы солевой раствор не попал в глаза".
Первое, что я ощутил после
закрытия дверцы - это навалившаяся темнота. Быстро замелькали мысли:
"что происходит?", "со мной все в порядке?", "кто я?", импульс паники
затих, не набрав силу. Я начал ощущать, как растворяется по частям
тело, и время от времени как будто бы прикасался ладонью к стенке
камеры. Потом понял, что это иллюзорное ощущение прикосновения и мои
тактильные рецепторы, первый раз оказавшись "без пищи", сбоят. Я
осознал, что тело находится в состоянии перманентного напряжения, но это
обычно не замечается даже специально направленным вниманием. Захотелось
глубоко дышать, тело начало понемногу расслабляться и стало отпускать
мое сознание.
Темнота может менять свое свойство. Из темной плоскости, на которой
отсутствуют объекты, она может вдруг стремительно набирать объем,
разрастаться пустотой, как "черная дыра". В этот момент я испытал ужас,
который отбросил попытки разума защититься и обернулся свободой,
легкостью и радостью. Темнота стала Пустотой, и я вместе с ней, как ее
часть, как целое. Я увидел, что насколько хватает глаз, в Пустоте висят
"заготовки" будущих ситуаций, в которые я попаду, и моего поведения в
них. "Заготовки" не существовали в Пустоте сами по себе, но целиком
были результатом творчества моего сознания. Они напоминали висящие
капсулы, у которых не доставало одной части. Этой недостающей частью
было мое сознание в настоящий момент. Каждый раз, соприкасаясь с
"заготовкой", сознание завершало ее форму и гештальт заложенной в ней
ситуации. Я заранее прожил, как пришел в гости к другу и, взяв зеленое
яблоко со стола, сказал: "это - форма лета". Сама ситуация и мои
слова в ней - всегда являлись целым, которое теперь реализовалось.
Было предельно ясно, что я сам создал эти "заготовки" и что в их
реализации для меня скрывается глубокое наслаждение.
В следующий момент стремительно вернулось ощущение тела. Но теперь
оно было в тонусе, наполнено энергией. Было приятно напрягать мышцы, я
чувствовал, что улыбаюсь. Напряжение осталось только в шее, поскольку
доверить жидкости держать голову она так и не смогла.
Выход из камеры, душ и одевание себя - происходили автоматически.
Тело двигалось, а сознание жило свой плавной жизнью, похожей на поток.
Мне предложили чай, и я его молча пил, не знаю сколько времени.
Рассказать об этом состоянии крайне сложно.
***
Одним из основных открытий, сделанных Дж. Лилли в результате почти 50
лет исследований сознания в условиях сенсорной изоляции, стало то, что всякий
опыт человеческого восприятия включен в функциональные программы,
обслуживающие выживание и развитие вида. Из этого следует, что
буквально все, что человек воспринимает в жизни, в некотором смысле
заранее запрограммировано и, проживая, он последовательно реализует
заложенный алгоритм. Центральной проблемой в таком положении вещей
становится отношение между человеком, как феноменальной сущностью, и
программой, путем, через которую эта сущность получает возможность
реализовываться. Отсутствие аутентичности, глубинного соответствия
между человеком и программой его реализации, часто становится причиной переживания описанных выше психических феноменов "не подлинности себя и
окружающего мира", иными словами экзистенциального кризиса.
Выход из которого, как правило, связан с волевым актом самоопределения, когда
человеку необходимо произвести разотождествление с неаутентичной ему
программой и создать новый, актуальный путь реализации себя.
Источник:Журнал 55.Номер первый.Транзит.Наиль Гареев
Читать другие статьи о Депривации
Обсудить на форуме